Новые видения контрактной системы

Масштаб и значимость национальных проектов требуют пересмотра сложной и многоэтапной процедуры закупок. Упрощение — вот цель, которая должна привести к расширению круга поставщиков и снижению административной нагрузки на заказчиков, а также к развитию ЕИС в сфере закупок. Этим вопросам был посвящен юбилейный, XV Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ — ЗА честные закупки».

«Ускоряем цифровизацию закупок — выполняем указы президента» — так называлось пленарное заседание XV Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ — ЗА честные закупки». Участие в нем приняли представители Минфина России, Федерального казначейства, ФАС, Госдумы и т. д.

По словам заместителя министра финансов России А. М. Лаврова, национальные проекты предъявили к контрактной системе дополнительные требования, в частности это сокращение сроков контрактации и упрощение системы. Данную работу регулятор планирует провести в два этапа. Первый пакет поправок затрагивает закупки строительных работ, на которые приходится половина госзаказа. В частности, законопроект предполагает переход от заявки на участие в торгах к согласию на выполнение работ, предусмотренных техзаданием (подробнее об этом читайте в материале «44‑ФЗ: идеальных законов не бывает»).

При этом регулятор, конечно же, подумал о минимизации рисков, связанных, например, с подачей заявок участниками, которые не готовы к исполнению строительных контрактов. И предлагает для этого проверять наличие соответствующего опыта до того, как участники будут допущены к подаче ценовых предложений, отказаться от авансов в случае снижения цены более чем на 25% и т. д.

Также Лавров указал на то, что рассматривается возможность внесения изменений в заключенный контракт на строительство в пределах 30% срока или объема работ при возникновении непредвиденных обстоятельств, в частности таких как недостатки проектной документации. «Вместо того чтобы расторгать контракт и вступать в новую процедуру закупки, мы предлагаем возможность вносить такие изменения, правда, по согласованию с правительством соответствующего уровня и при условии, что подрядчик выплачивает все предусмотренные неустойки», — пояснил новацию замминистра. Параллельно Минфин России готовит более обширный законопроект, который включает упразднение ненужных процедур, полную цифровизацию учета всех этапов исполнения контракта и расчета цен, а также упрощение планирования.

Кроме того, регулятор предлагает разрешить продлевать контракты с единственным поставщиком в сфере естественных монополий, отказаться от предоставления отчетов об исполнении контрактов. Также в этом году Минфин России планирует завершить формирование каталога товаров и услуг. «Наполнение каталога идет с опережением графика, — отметил Лавров. — В конце текущего года мы рассчитываем создать каталог по всем наиболее часто закупаемым товарам».

В онлайн-режиме

Как отметил заместитель руководителя ФАС России М. Я. Евраев, над совершенствованием системы закупок антимонопольная служба работает в связке с Минфином и Казначейством России, Госдумой. «У нас много разных идей — например, мы хотим, чтобы “правило согласия” пришло не только в сферу строительства, но и, с определенными оговорками, в остальные закупки товаров, работ, услуг», — отметил Евраев. Также он указал, что в подготовленном законопроекте о строительстве срок подачи заявок заканчивается всего за четыре часа до момента начала электронного аукциона. Но, по мнению спикера, этого недостаточно. Было бы настоящим прорывом, если бы все происходило в онлайн-режиме: любой из участников, зарегистрированный в ЕИС, подает свое ценовое предложение на аукцион, автоматически блокируется его обеспечение. При таком подходе предварительный круг участников неизвестен, соответственно, все вопросы по организации сговоров уходят в прошлое. «Конечно, мы будем стремиться к такому порядку и действительно рассчитываем, что в ближайшее время наши заказчики будут проводить закупки не за 30–60 дней, а значительно оперативнее, — считает представитель ФАС. — В идеале — в течение одного дня, но для этого нужно вводить агрегаторы торговли в нормативное правовое поле закупок, с тем чтобы появились быстрые и короткие процедуры».

К конкуренции и эффективности

Аудитор Счетной палаты РФ М. С. Рохмистров, который неустанно пропагандирует «закупку в один клик», на форуме сосредоточил внимание участников дискуссии на конкуренции. Он напомнил, что уровень конкуренции по Закону № 44‑ФЗ оценивается в среднем три заявки на один лот. Этот результат наблюдается уже на протяжении нескольких лет. Никакого движения не происходит. «Мы проанализировали 44‑ФЗ с момента его вступления в силу на предмет неконкурентных закупок, результаты заставляют задумываться», — отметил спикер. Так, в 2014 году аудиторы насчитали чуть более 30% неконкурентных закупок, в 2015 году, когда закон начали совершенствовать, неконкурентных закупок было 45,4%, в 2017 году — 60,6%, в 2018 году — 53,8%.

Эти результаты говорят о том, что бизнес не хочет участвовать в государственных закупках. Об этом свидетельствуют и следующие данные. В стране зарегистрировано 4,5 миллиона предпринимателей, которые потенциально могут быть участниками закупок. Вместе с тем в ЕИС зарегистрировано чуть больше 100 тысяч участников, а личных кабинетов создано всего 74 тысячи. По мнению Рохмистрова, нежелание предпринимателей включаться в госзакупки порождает низкую конкуренцию, высокие коррупционные риски, картельные сговоры и т. д. «Давайте общими силами сделаем систему закупок привлекательной для добросовестных участников, — призвал собравшихся экспертов представитель Счетной палаты, — Не надо создавать защиту от недобросовестных чиновников, надо делать комфортную систему для предпринимателей». В связи с чем, по его мнению, необходимы дружелюбный интерфейс для добросовестных поставщиков и барьеры для недобросовестных.

Кроме того, Рохмистров указал на необходимость повышения эффективности контрактной системы, а именно на снижение затрат. «Для того чтобы что-то купить, государство сегодня несет большие издержки: на содержание и обучение контрактной службы, на содержание ЕИС, последняя обходится в 2,5 миллиарда рублей в год, — отметил аудитор. — Немалые затраты и у поставщиков, которые к тому же увеличиваются по мере внедрения в контрактную систему новаций».

Электронный акт о выполненных работах

Казначейство России сегодня работает не только над решением краткосрочных задач, например над скорейшим внедрением в ЕИС предстоящих новаций, но и над тем, как будет выглядеть система в ближайшей перспективе. Так, по словам заместителя руководителя Федерального казначейства А. Т. Катамадзе, Казначейство России планирует включить в реестр участников закупок, определяющий правоспособность юридического лица, те документы, которые требуются в качестве допуска ко второй части закупки: допуски СРО, лицензии и т. д. Это необходимо для того, чтобы разгрузить вторую часть заявки или объединенную единую заявку, уменьшив объем документов, которые поставщик должен готовить для каждой закупочной процедуры. «Логичнее свести все эти документы в одном реестре, чтобы они всегда были наготове», — полагает спикер.

С 1 июля текущего года Казначейство России запускает сервис электронного актирования. «Акт выполненных работ — это единственный документ, который на сегодняшний день подписывается на бумаге, — напомнила Катамадзе. — Электронный документооборот в сфере закупок обрывается на реестре контрактов и превращается в бумажный». По словам представителя ведомства, электронный акт о выполненных работах позволит оставлять в ЕИС «аудиторский след»: вовремя ли был подписан документ, оплачены ли работы, весь ли объем работ выполнен, применены ли штрафные санкции. Аудиторский след призван защитить и заказчика при общении с контролерами, и поставщика в случае несвоевременной оплаты контракта или при затягивании сроков подписания акта выполненных работ. Данный сервис станет частью юридически значимого документооборота.