Золотое время 223-ФЗ

Институт госзакупок провел VII Всероссийскую конференцию-семинар «Корпоративные закупки — 2019: практика применения Федерального закона № 223‑ФЗ».

Закон № 223‑ФЗ принят менее девяти лет назад, но за этот непродолжительный строк в него внесено уже множество поправок. Однако сегодня можно сказать, что пора кардинальных изменений 223‑ФЗ миновала. «В ближайшее время каких-либо глобальных поправок ждать не стоит, — пообещал статс-секретарь, заместитель руководителя ФАС России А. Ю. Цариковский. — Мы возводили здание, которое в ходе строительства несколько раз переделывалось, укреплялось, и вот оно готово. Теперь нам нужно заняться не менее важным делом — навести в нем уют». Под уютом он понимает наработку правоприменительной практики. Ее сегодня, по словам спикера, не хватает. В то же время Цариковский заметил, что еще остаются вопросы, которые нужно корректировать, но они не требуют скоропалительных решений. «Сегодня у нас есть возможность долго и серьезно прорабатывать необходимые поправки», — подчеркнул представитель ФАС. Он также отметил, что действующая редакция Закона № 223‑ФЗ отвечает всем современным требованиям, в том числе связанным с цифровой революцией.

Поддержка МСП

Как и 44‑ФЗ, Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц призван решать экономические задачи. И одной из них является поддержка малого и среднего бизнеса. «Возможно, заказчикам это кажется излишней нагрузкой, но поверьте, развивая деловые связи с малым и средним бизнесом, вы обеспечиваете себе надежный тыл», — обратился к представителям заказчиков Цариковский. Он напомнил, что классическая модель экономики предусматривает развитые кооперативные связи. Например, западные крупные автомобильные концерны 60% поставок комплектующих отдают малому и среднему бизнесу. Таким образом, именно малые и средние предприятия на Западе являются основной «питательной почвой» для роста экономики. «В этом плане российская экономика развивается неестественным путем, — считает представитель ФАС. — У нас малый бизнес задвинут в сферу обслуживания, а в производственном секторе всем заправляют крупные предприятия». И, чтобы направить развитие экономики в естественное русло, в 223‑ФЗ предусмотрены особые нормы, касающиеся закупок у малого и среднего бизнеса. Но сегодня ФАС выявляет немало нарушений в сфере размещения заказов у субъектов МСП. «Мы фиксируем случаи, когда крупные хозяйствующие субъекты уклоняются от выполнения норм закона и дробят заказы для своих мелких аффилированных структур, — отметил Цариковский. — Такие действия мы будем рассматривать как картель».

Он также напомнил, что задачи по развитию конкуренции в сфере закупок попали в национальный план развития конкуренции. Повышенное внимание будет уделено ряду направлений. В том числе это обеспечение недискриминационного доступа поставщиков к закупкам, сокращение количества закупок у единственного поставщика, увеличение объема закупок у субъектов малого и среднего бизнеса к 2020 году.

Донастройка

Начальник отдела анализа и мониторинга закупок Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России А. Ю. Гончаров также убежден, что глубоких потрясений заказчикам, работающим в правовом поле 223‑ФЗ, ждать не стоит. Сейчас будут происходить только донастройка законодательства и устранение технических ошибок. Гончаров напомнил, что Закон № 505‑ФЗ, кардинально изменивший Закон № 223‑ФЗ, принимался в спешном порядке и избежать определенных ошибок ему не удалось.

Одна из задач, которую регулятор сегодня решает, это наведение порядка с банковскими гарантиями, предоставляемыми в рамках обеспечения заявки. «Сегодня у каждого заказчика свои требования к гарантиям: каким именно банком она должна быть выдана, что в ней должно содержаться и тому подобное. Из-за этого участникам закупок сложно работать с данным инструментом», — определил проблему Гончаров. Минфин России подготовил законопроект о банковских гарантиях, который в самое ближайшее время должен быть рассмотрен Государственно-правовым управлением Президента РФ. И если заключение на законопроект будет положительным, он направится в Госдуму. Спикер отметил, что для упрощения работы с механизмом финансового обеспечения, будет создан единый реестр банковских гарантий по законам № 44‑ФЗ и № 223‑ФЗ.

Гончаров упомянул еще один законопроект, который находится в Госдуме с 2017 года и наконец-то прошел первое чтение. Он устанавливает типовую форму заявки для участия в закупках для малого и среднего предпринимательства. Кроме того, по словам представителя Минфина России, регулятор прорабатывает вопрос увеличения квоты с 15 до 18% на закупки у МСП.