Каким должен стать внешний контроль?

Как должен измениться внешний государственный аудит, как ему организовать эффективное взаимодействие с органами внутреннего государственного финансового контроля — на эти и другие вопросы попытались ответить участники Международного семинара «Государственный аудит. Взгляд в будущее», организованного Контрольно-счетной палатой Москвы. В работе семинара приняли участие руководители Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти, члены Управляющего комитета Европейской организации региональных органов внешнего финансового контроля (ЕВРОРАИ), Правительства Москвы, руководители контрольно-счетных органов и органов внутреннего государственного финансового контроля 70 субъектов РФ, представители научного сообщества.

На повестке дня — стратегический аудит

В сентябре 2019 года Россия будет принимать конгресс Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ), на котором планируется рассмотреть две темы: «Информационные технологии для развития государственного управления» и «Роль высших органов финансового контроля в достижении национальных приоритетов и целей». Экспертная группа, которую возглавляет Счетная палата РФ, готовит дискуссионный доклад именно по второй теме. Аудитор Счетной палаты РФ Д. А. Зайцев отметил, что органы высшего государственного аудита должны оперативно реагировать на происходящие в стране и мире изменения и искать новые для себя функции с тем, чтобы вносить значимый вклад в работу государственной системы.

Сегодня в мировой практике пока еще не существует такого понятия, как стратегический аудит, тем не менее он все активнее входит в повестку многих дискуссий профессионального сообщества. Какие характеристики, какие новые подходы будут отличать стратегический аудит? Конечно, это превентивная работа, направленная на предупреждение каких-то негативных последствий. И когда речь идет о стратегическом аудите, то имеется в виду общегосударственный подход — аудитора в этом случае должны интересовать межотраслевые связи, взаимодействие правительства и организаций. Это должен быть не просто аудит, не просто контроль, а еще и некоторая исследовательская и консультационная деятельность в отношении органов исполнительной власти. И выполнить эту роль орган высшего аудита может только при организации стратегического партнерства с правительством. «Мы должны не разбалансировать систему управления, а наоборот, совершенствовать ее. Быть скорее помощником, нежели выступать в роли критика. Конечно, это требует от нас новых компетенций, и нам есть над чем сегодня работать», — отметил представитель Счетной палаты РФ.

В дискуссионном докладе будут выделены проблемы организации стратегического аудита. Это и вопросы наличия полномочий, и недостаток ресурсов, в том числе и по знаниям и технологиям, и неразвитость методологии. Но самое важное — это институциональные вопросы. «Работа органа внешнего государственного аудита должна приносить пользу органам государственной власти, и при этом он должен сохранить свою независимость. Если мы независимы, но бесполезны, нас перестают слушать. Но если мы говорим об экспертной и консультационной деятельности как о добавлении к аудиторской, независимости мы не теряем. Мы будем консультантом и партнером, но учитывать или нет наши рекомендации — это решение остается за правительством», — сказал Зайцев.

Сосредоточиться на главном

О проблемах организации деятельности регионального контрольно-счетного органа рассказал председатель Контрольно-счетной палаты Москвы В. А. Двуреченских. В частности, он обратил внимание на несоразмерность установленных законом полномочий региональных контрольно-счетных органов и их ресурсов. Есть вещи, мешающие КСО эффективно выполнять свои главные задачи по контролю бюджетных правоотношений. К примеру, аудиторам нецелесообразно заниматься проверкой достоверности бюджетной отчетности, это вполне может быть сделано силами органов внутреннего государственного финансового контроля. По мнению Двуреченских, сегодня в Законе № 6‑ФЗ, который прописывает общие принципы организации контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований, необходимо закрепить исключительные полномочия КСО, связанные с контролем исполнения бюджетов. Кроме того, целесообразно исключить полномочия, носящие формальный характер, а также ограничить полномочия по привлечению к административной ответственности.

Окружающий мир сегодня изменился, и потребитель результатов работы контрольно-счетных органов ждет от них обеспечения добавленной стоимости, то есть максимальной полезности. Многие КСО уже научились и проводят аудит эффективности. Но аудит эффективности возможен, когда уже есть состоявшийся факт, когда ресурсы на достижение каких-то целей уже потрачены. Для того чтобы КСО были способны к развитию, необходимо менять всю парадигму контрольной и контрольно-аналитической деятельности и уходить от осуществления контроля статического и апостериорного к осуществлению контроля преимущественно динамического и априорного. Счетные палаты должны не рассматривать бюджет на предмет соответствия строчек кодам бюджетной классификации, а анализировать его исполнимость, что является частью управленческого аудита.

Кроме того, в условиях всеобщей цифровизации необходим и аудит информации, который позволяет оценить полноту, достоверность, актуальность и качество данных, используемых публичными органами для принятия управленческих решений, а также содержащихся в отчетах публичных органов перед обществом. И стратегический аудит, который контрольно-счетные органы должны научиться проводить в ближайшем будущем, в видении Контрольно-счетной палаты Москвы представляет собой синтез финансового, управленческого аудитов и аудита информации.