Практика передачи функций многофункциональному центру

Дмитрий Николаевич ЧУГУНКОВ, руководитель Управления Федерального казначейства по Ульяновской области

#374583_200_d#

Владимир Харлампиевич АНГЕЛОВ, начальник отдела режима секретности и безопасности информации Управления Федерального казначейства по Ульяновской области

#374584_200_d#

Чтобы после оптимизации территориальных отделов Управления Федерального казначейства по Ульяновской области (Управление) клиенты не испытывали сложностей с получением сертификатов ключей проверки электронных подписей, было принято решение о передаче некоторых полномочий Регионального центра регистрации в МФЦ.

Для обеспечения юридически значимого электронного документооборота между УФК по Ульяновской области и клиентами, которым открыты лицевые счета, а также для обеспечения доступа клиентов к информационным системам, оператором которых является Федеральное казначейство, используется электронная подпись. Отношения в сфере использования электронной подписи и работу удостоверяющего центра Федерального казначейства регулирует Федеральный закон от 6 апреля 2011 года № 63‑ФЗ «Об электронной подписи». Закон закрепляет понятие и виды электронной подписи, правила их использования при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий.

В соответствии с пунктом 5.18 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года № 703, ведомство осуществляет функции удостоверяющего центра для обеспечения участников электронного взаимодействия в установленной сфере деятельности квалифицированными сертификатами ключей проверки электронных подписей (сертификат). В Ульяновской области такие сертификаты выдавали Региональный центр регистрации Удостоверяющего центра Федерального казначейства (РЦР), созданный на базе Управления, и удаленные региональные центры регистрации Удостоверяющего центра Федерального казначейства (УРЦР), образованные на базе территориальных отделов.

В 2016 году выдано 7400 сертификатов, в 2017 году — 4862, в 2018 году — 5114. За 2016 год и первое полугодие 2017 года третья часть сертификатов была выдана удаленными региональными центрами регистрации (рисунок 1).

Для удобства клиентов

В целях совершенствования организационно-штатной структуры Управления в 2016–2017 годах сеть территориальных отделов была оптимизирована. Из 20 отделов осталось два (отдел № 21 — в Заволжском районе города Ульяновска, отдел № 22 — в городе Димитровграде). При этом удаленные рабочие места не организовывали. Чтобы не создавать в связи с этим дополнительных сложностей клиентам казначейства, мы рассмотрели возможность выдачи сертификатов через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

На основании части 4 статьи 13 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63‑ФЗ «Об электронной подписи» удостоверяющий центр вправе наделить третьих лиц полномочиями по вручению сертификатов от своего имени. Методическую помощь в организации взаимодействия территориальных органов Федерального казначейства с многофункциональными центрами оказал центральный аппарат Казначейства России. Нам были предоставлены проект соглашения, письмо Минкомсвязи России от 26 декабря 2016 года № ОП-П15-085-28186 «О возможности наделения полномочиями» и другие документы, описывающие работу в информационных системах Федерального казначейства, возможность выдачи сертификатов через многофункциональные центры.

В регионе работает областное ГКУ «Корпорация развития интернет-технологий — многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области» (ОГКУ «Правительство для граждан»). 13 декабря 2017 года Управление и ОГКУ «Правительство для граждан» утвердили совместный план мероприятий по передаче последнему полномочий по выдаче сертификатов ключей проверки электронной подписи, ключей аутентификации и шифрования организациям — заявителям УФК по Ульяновской области (План мероприятий). 28 февраля 2018 года подписано соответствующее Соглашение о взаимодействии. Совместно принято решение о том, что услуги по приему документов и выдаче сертификатов заявителям будут оказываться бесплатно в 23 обособленных подразделениях ОГКУ «Правительство для граждан» — МФЦ на территории Ульяновской области, за исключением областного центра.

Процесс пошел

Управление передало в 23 МФЦ и ОГКУ «Правительство для граждан» во временное пользование 28 дистрибутивов средств криптографической защиты информации (СКЗИ) «КриптоПРО CSP» версии 4.0, техническую документацию на СКЗИ. Также были переданы подсистема ввода, проверки и централизованного хранения сведений, предоставленных заявителями, организациями — заявителями информационной системы «Удостоверяющий центр Федерального казначейства» (подсистема ВРС); организационно-распорядительные документы по вопросам выдачи сертификатов. Мы оказали помощь в изготовлении ключей электронной подписи с соблюдением требований конфиденциальности и получении сертификатов 45 сотрудниками МФЦ, на которых возложены функции оператора Удаленного регионального центра регистрации. В рамках выполнения Плана мероприятий сотрудники Управления установили СКЗИ и программное обеспечение в МФЦ в городе Новоульяновске и совместно со специалистами центра обработали заявку на получение сертификата и выдали его клиенту Управления. Процесс получения сертификата в МФЦ показан на рисунке 2.

#374585_500_d#

В период со 2 апреля по 28 мая 2018 года в Управлении проведено обучение 24 сотрудников МФЦ. Рассматривали вопросы по работе в подсистеме ВРС, проверке комплекта документов на получение сертификата, оснований отказа в приеме документов. До уполномоченных сотрудников МФЦ своевременно доводилась информация об изменениях в организационно-распорядительных документах, связанных с обработкой запросов на получение сертификатов и выдачей сертификатов. Начиная с 23 апреля 2018 года клиенты Управления могут сдавать документы на получение сертификата и получать сертификаты во всех 23 офисах МФЦ.

С 23 апреля по 28 декабря 2018 го­да РЦР выдал 3505 сертификатов, из них через МФЦ — 1029, обработал 4692 запроса на получение сертификата, из них 1748 были получены из МФЦ. Общий срок выдачи сертификатов не превышал срока, установленного регламентом Удостоверяющего центра Федерального казначейства.